1. Актуальность проблемыКаждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время, когда поток информации растѐт в геометрической прогрессии. И эту информацию необходимо усвоить ребѐнку. Поможет в этом "
Универсальные методические карточки" - УМКа.
2. Цель и задачиСтимулирование развития образного мышления, памяти и чувств ребѐнка при помощи УМКа для глубокого усвоения знаний об окружающем мире.Человек живѐт в социуме и мире. Для успешного решения жизненных проблем ему необходимо умение быстро адаптироваться в этом мире. А для этого нужно иметь глубокие знания и широкий кругозор. Чувство прекрасного, чувство радости жизни, чувство гармонии и моральное чувство рождается в соприкосновении с образной, яркой и ѐмкой информацией, которую можно передать при помощи УМКа детям. Происходит сочетание образа и информации, более глубокое еѐ понимание и осознание.
При помощи УМКа усвоение информации происходит без принуждения. Многообразны пути целенаправленного воздействия на личность школьника, на формирование его нравственных чувств, творческих способностей.
Сегодня, когда почти половина учащихся занимается в школах и группах продленного дня, совершенно необходимой стала забота об интересном, содержательном и разумном отдыхе школьников в часы, свободные от занятий. Уникальные технологии при разработке УМКа и наполнение их своей информацией становятся похожими на игру для школьников. Правильно подобранные и хорошо организованные, такие занятия способствуют всестороннему гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и умения.
На занятиях с УМКа важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, а они помогают учителю выполнять важные воспитательные и образовательные задачи.
В своей совокупности работа детей с УМКа способствует:
- развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу (умению выделить как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их),
- восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества,
- воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке,
- развитию умения подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца,
- изучению орфографии и развитию речи,
- развитию мелкой моторики рук, что очень важно при подготовке к письму.
Важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ребенка, воля к победе.
Предлагаемые технологии могут быть предметом специальных занятий в кружках, на вечере занимательного творчества, при проведении классного часа, конкурсов и т.д.
НОРМА
Норма - это то, что принято большинством. Она загоняет человека в установленные рамки, перекрывает пути к творчеству. Это болото, где погибают будущие гении, титаны, творцы.
Мирзакарим Норбеков (почти цитата).
Нормальный человек никогда не позволит себе сделать то, что не предписано заранее. Норма давит человека с самого рождения.
Только родился и уже должен.Должен весить как все,
роста быть как все,
кушать то, что все в этом возрасте.
Когда начать держать голову,
когда начать сидеть,
когда начать ходить,
сколько спать,
когда начать говорить, кстати, первое
слово тоже предписано заранее. (Все знают, что первое слово, которое произносит ребѐнок, – слово мама.)
Подошло время, должен идти в школу. В школе должен хорошо учиться, правильно отвечать, то есть угадывать ответ, который известен заранее. Если ответ не совпадает с предполагаемым ответом, то это неправильно -
НЕНОРМАЛЬНО.
Без окон, без дверей, полная горница людей. (Огурец).Может быть, ответ помидор, арбуз, дыня, тыква - нет.
Почему? В ответе написано огурец.
Нормально, когда все заранее предписано, кто и как должен себя вести:
- Бабушка должна быть в очках и со спицами.
- Дедушка с палочкой.
- Сидящий в общественном транспорте должен смотреть в окно.
- Начальник должен сидеть с умным видом и делать вид, что он что-то обдумывает.
- Ученик, окончив школу, должен стать студентом.
- Мальчик должен идти в армию.
- После службы устроиться на работу, создать семью и ждать пенсию.
Вот примерный сценарий жизни нормального человека.
Жизнь нормального человека скучна и однообразна.И только ненормальный может придумать что-либо новое, увлечь этой идеей других, идти вперѐд и вести за собой.
Как не прискорбно, но именно в детских садах и школах создают нормальных, послушных, поступающих как все, обречѐнных на скучное прозябание людей. Именно в учебных заведениях с детских лет приучают одинаково мыслить, одинаково поступать, давать одинаковые оценки событиям и поступкам. Это биологические роботы. Если их убрать из истории, абсолютно ничего не изменится.
Историю меняют личности, личности не такие как все-
НЕНОРМАЛЬНЫЕ. Но у них не всѐ так гладко. Стая не хочет принимать Гадкого Утѐнка. Он обречен на одиночество потому, что
он ЛИЧНОСТЬ=НЕНОРМАЛЬНЫЙ, он талант, он творец. Но если дальше вспоминать сказку о Гадком Утѐнке, то он нашѐл свою стаю.
Выбирайте, каким будет ваш ребѐнок.НОРМАЛЬНЫЙ - спокойное, скучное однообразие.
НЕНОРМАЛЬНЫЙ - тяжело, зато не скучно.
Если выбрали первое, то вам не стоит дальше терять время.
Если второе, то смело переворачивайте страницу.
Воспитание и образование предполагают создание биологически одинаково мыслящих роботов, которые всѐ знают. Но эти знания опираются на хорошую память. Чем больше ребѐнок помнит, тем он считается умнее. Извините, но это больше похоже не на обучение, а на дрессуру. Необходимо запомнить, сколько раз в определѐнной ситуации пролаять, и сразу получишь сахар (высшую оценку), и все тебя любят, и тепло и сытно.
Мыслящий ребѐнок неудобен, он постоянно рассуждает, задаѐт вопросы, часто заводя взрослых в тупик. Поставленную задачу он может решить таким образом, что взрослый и не сможет определить верность решения, так как этот способ решения ему не знаком.
Поэтому роль взрослого должна измениться, он должен перестать быть судьѐй и принять на себя роль соавтора в детском творчестве. Он становится стимулятором творчества. Это взрослый человек, который развивает вместе с детьми в себе навыки творчества и воображения, задавая вопрос: “А что если?”. Участвует в различных видах деятельности как равноправный участник процесса.
Ребенок приходит в школу, и мы принимаемся за его обучение. Вкладывая в голову малыша различные знания, мы отгоняем от себя мысль: а что он будет с ними делать? Когда юноша или девушка покидает стены школы, отгонять этот вопрос уже некуда. Но здесь нам повезло - это не наша проблема. И ходит уже не мальчик, но еще и не муж с головой, набитой знаниями, а что с ними?.., а куда их?.., а зачем они?..
Мы получаем маленькие ЭВМ, которые смогут решать различные задачи, основываясь на базе данных, которая в них заложена. Поэтому мы стремимся заложить в память больше данных для решения более разнообразных задач. Но человеческая память имеет свойство забывать, а значит, задачи, которые легко решаются сегодня, завтра могут быть не решены.
Напрашивается вывод, что нужно учить другому мышлению - мышлению творческому, которое основывается на творческом воображении. Воображение это акт, а не вещь. Творческая жилка воображения есть у всех: и у ученого, и у инженера. Для научных открытий она так же важна, как для создания произведений искусства.
Сегодня воображение в школе находится на положении бедного родственника. Умение запомнить, по сей день, составляет отличительную особенность примерного, то есть наиболее удобного податливого, нормального ученика.
Разум един. Творческие возможности его должны развиваться всесторонне. Творчество - синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум - это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он способен принимать ни от кого не зависящие решения, он отрицает то, что ему навязывают. Процесс творчества всегда веселый, игровой, даже тогда, когда речь идет о математике.
Всем известно, что игра формирует характер ребѐнка, способствует развитию его интеллекта, расширяет кругозор и заставляет детей пока ещѐ в игровой ситуации искать решения, находить пути достижения цели. Поскольку дети, в отличие от взрослых, не стесняются жить в своих фантазиях и выдавать их за реальность, игры дают им возможность примерять на себя различные роли.
Вот почему проблема детской игры является одной из самых актуальных проблем дошкольной и детской педагогики. Но на уроках всегда не хватает времени на игры.
Можно назвать две основные причины: с одной стороны, увлечение разного рода обучающими программами. С другой стороны, зачастую неверное понимание педагогами характера руководства игрой обуславливает жесткую регламентацию детской игровой деятельности, что лишает ее творчества, инициативы, фантазии, выдумки. Творчески мыслить могут все, при условии, что человек живет не в обществе и учится не в школе репрессивного типа. Возможна система, которая прививает и развивает творческое начало.
Хочу играть
Во все времена человечество обучало своих детей одинаково. Делай как я! Необходимые для жизни навыки приобретались в игре.
Игра моделирует жизненные ситуации. Не забывайте каждый день играть со своим ребенком.
Это очень важно по ряду причин: во-первых, усиливается эмоциональное воздействие на ребенка, так как он видит вашу мимику, выражение ваших глаз, слышит ваш голос; во-вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно получать информацию, общаясь с вами. Это особенно важно в тех случаях, когда ребенок уже может играть сам, но не хочет, поскольку это ежедневное занятие ему наскучило.
Ошибка многих родителей заключается в том, что они часто предлагают ребенку играть одному.
Иногда ребенок просит играть в одну и ту же игру много раз. Это хороший признак, который свидетельствует о том, что содержание данной игры соответствует его эмоциональному и интеллектуальному уровню развития. Ребенок, много раз играя в одну и ту же игру, развивает навыки предвиденья ситуации. Для развития этого навыка периодически задавайте ему вопросы.
Зато сам!
Помните ли вы удивленное и радостное выражение лица вашего ребенка, когда он сделал свои
первые шаги и впервые посмотрел на вас не снизу вверх, а со стороны? Он шагал и не боялся упасть. Он ведь не знал еще, сколько шишек придется набить.
Самое удивительное, что к 3-4 годам дети не теряют своего бесстрашия и упорно все хотят делать сами. Но между их амбициями и реальными возможностями лежит настоящая пропасть. Они могут в идеальном порядке расставить кассеты и тут же упасть со стула. Они рассудительны, как взрослые, но логикой их руководит собственное желание. Как вести себя с этим взрослым ребенком?
В этот период жизни многие родители склонны переоценивать самостоятельность и ответственность своего ребенка. Это приводит к тому, что они начинают слишком много ожидать от крохи, как следствие малыш перестает слушаться, ведь от него нельзя требовать того же, что и от взрослого человека. Поэтому родители должны усвоить "золотое" правило: умение и опыт приходят не сразу.
К четырем годам дети умеют застегивать пуговицы, "молнии", чистить зубы, мыться и т.п., родители перестают помогать им и заставляют справляться самостоятельно. Однако психологи утверждают, что уметь в этом возрасте - не значит быть обязанным это делать. Поэтому будьте готовы и к отказу, и к тому, чтобы помочь ему. Не бойтесь использовать маленькие хитрости. Например, если малыш не хочет идти мыться, спросите его, какую игрушку он хочет взять с собой. А если он не желает убирать игрушки, напомните, что случилось с посудой Федоры.
Если же вы будете разделять обязанности ("Папа режет хлеб, мама накрывает на стол, а ты раскладываешь салфетки"), ребенок постепенно привыкнет к тому, что у него есть каждодневные дела и обязанности, которые он должен выполнять самостоятельно. Но больше всего малыша мучают вопросы, почему можно и нужно делать "то" и нельзя "это". Если на даче вы разрешаете ему поливать грядки, но запрещаете трогать секатор, нужно спокойно и доступно объяснить ему, чем секатор опаснее лейки.
Не бойтесь запрещать, но будьте последовательны, иначе, если сегодня вы запретили подходить к секатору, а завтра позволили, ребенок поймет, что ваши запреты не обязательно выполнять.
Многие общественные нормы поведения основаны на запретах, поэтому лучше заранее обговаривать это с ребенком, объясняя последствия его поступка или непослушания. Похвала - еще один способ научить ребенка вести себя. Поощряя ребенка, таким образом, вы ясно даете понять, чего вы хотите. Когда же вы наказываете его, он не всегда понимает, чем вызван ваш гнев.
Но помните, что похвала должна быть конкретной. Не просто Молодец, а Молодец, что так быстро (аккуратно) разделся, сложил вещи. Вы даже можете похвалить ребенка за попытку, не дожидаясь, пока он справится с задачей. Так вы поддержите самостоятельные шаги вашего ребенка, проявите искреннюю заинтересованность в нем и его поступках.
УМКА
Эти карточки имеют готовый шаблон, который заполняют сами дети под руководством взрослого в зависимости от поставленных задач. Они могут применяться на любом уроке, во внеклассной работе, не требуют специального игрового поля. С ними можно не расставаться даже на прогулке.
Сначала о том, как они устроены. Размер и форма позаимствованы у обыкновенных игральных карт. Просуществовав тысячи лет, они меняли рисунок, но размер и назначение элементов оставались неизменными.
Взяв размер карты, в верхнем левом и нижнем углах располагаем знаки для лѐгкости поиска в стопке. В верхнем правом углу располагаем образ, который будет соотноситься со знаком. В центре знак, который будет использован для игр. Сразу под знаком строка для примечаний. Все элементы карточки раскрашиваются цветами соответственно поставленной задаче. Если мы работаем с цифрами, то можно чѐтные раскрасить одним цветом, а нечѐтные другим. Если работаем с буквами можно разными цветами раскрашивать гласные, сонорные, глухие, звонкие и т.д.
Это шаблон для изучения буквы «А»Центральную букву и угловые заштриховываем красным цветом, если мы решили, что все гласные будут красные.
В облачке располагаем свой вариант предмета, название которого начинается с «А»: автомобиль, акула, аэроплан, автобус, аквариум и т.д. Ребѐнку предлагается вспомнить слова, которые начинаются с «А». После того как перечислено множество предметов, предлагаем нарисовать один из них по выбору.
Строка под центральной буквой может быть использована для образцов письменных букв и их соединений, для записи звуковой схемы, для записи транскрипции или самого слова. А также
вариантов звуков, которые может обозначать эта буква и т.д., на усмотрение взрослого. Каждая карточка заполняется по мере изучения букв или другого учебного материала.
Знаки, которые могут быть использованы на карточке:
- буквы алфавита изучаемого языка (русский, английский, французский, немецкий и т.д.);
- цифры от 1 до 9, включая 0 и математические знаки;
- химические элементы;
- всѐ, что еще посчитаете необходимым для обучения малышей.
Карточки изготавливаются из карточного картона, который имеет соответствующую плотность и при раскрашивании не просвечивается. Обратная сторона карточки используется по усмотрению учителя.
На ней можно нарисовать:
- знаки для составления предложений или звуковых схем;
- предметы, названия которых начинаются со звука, соответствующего букве на лицевой стороне карточки;
- геометрические фигуры;
- разделив на две половины, использовать для изучения состава числа;
- опорные схемы кратких условий простых задач.
Рассмотрим некоторые известные методики.ТРИЗ
Основной целью работы с младшими детьми должно стать, по-видимому, не обучение (т.е. "вкладывание" в детей пресловутых знаний, умений, навыков).
А развитие мышления?...Как мы работаем с первоклассниками?Весь первый год Суть проблемного обучения в том, что преподаватель наводящими вопросами помогает ученику самостоятельно решить проблему, сделать некоторый вывод и т.п., а не дать в готовом виде. Но каждый раз преподаватель, зная результат, подводит к нему ученика. Никакой закономерности в постановке вопросов нет. А задача состоит в том, чтобы ребенку дать метод, с помощью которого он мог прийти к результату, которого и учитель не знает.
Учителя этого не могут, а у нас есть аппарат, с помощью которого это можно сделать. Какая бы ни была исследовательская задача, вопросы, которые необходимо задать для решения, одинаковы. Этим вопросам и надо научить ребенка. Иначе проблемное обучение превращается в метод проб и ошибок.
Изучив опыт педагогов-новаторов, мы пришли к выводу, что каждый из них использует какой-то изобретательский прием, они дают ученикам творческие задачи. Мы учим находить противоречия и разрешать их с помощью волшебной палочки - идеальности.
Идеально, чтобы в конце начальной школы дети овладели следующими навыками:
- свободно ориентировались в системной иерархии окружающего мира,
- умели рассматривать свойства объекта в системе,
- составлять план рассказа,
- выполнять системный переход при решении задач;
- умели формулировать противоречия по заданной схеме и разрешать их известными способами;
- привыкли рассматривать систему в развитии и понимали, что развитие это идет в направлении стремления к идеальности;
- умели пользоваться простыми словесными алгоритмами;
- обладали способностью вычленить прием и применить его в конкретном случае;
- могли составить модель физического процесса;
- умели не только получать, применяя приемы фантазирования, фантастические объекты, но и представить их зрительно, в действии;
- имели развитое ассоциативное мышление, образную речь;
- умели выявлять и использовать ресурсы системы.
Для достижения этой цели, возможно, использовать работу с карточками.
Снятие психологической инерцииАзбука в кубиках, или другой любой материал, предполагающий полиграфическое изображение предмета, название которого начинается с определѐнного звука, закрепляет этот предмет за этой буквой в сознании ребѐнка. Одинаковое изображение приводит к одинаковым ассоциациям.
Карточки дают возможность закрепить за звуком индивидуальное изображение, а получив информацию от друзей об их решении задачи, расширить свой словарный запас и ассоциативный ряд.
РТВ развитие творческого воображенияРазличные задачи по конструированию. Сложить из карточек изображение буквы, любого животного, средства передвижения, сказочного героя и т.д.
Сочинение сюжетов.Предложить выложить любое количество карточек и соответственно изображѐнным на них рисункам увязать в любой сюжет
Сказки кальки.
Предложить количество карточек, соответствующее количеству героев известной сказки. Рассказать знакомую сказку с новыми героями.
ЛЫСЕНКОВА Софья Николаевна
ЛЫСЕНКОВА Софья Николаевна (р. 1924),
российский педагог, народный учитель
СССР (1990), с 1974 учитель начальных
классов средней школы N 587 (Москва).
Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом, а коротко – по ключевому, заметному даже непрофессионалу результату, –
опережение.
Первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы при комментируемом управлении. При ответах учитывается желание ребят. Активны в ответах на этом этапе, как правило, сильные ученики.
Второй этап - работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Задается домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходит опережение, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.
Третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.
С.Н. Лысенкова использует два приема:Первый - согласование ритмики, он позволяет ей вести весь класс в одном режиме.
Второй - принцип предварительного действия. Трудный материал, вместо того, чтобы потом проходить его многократно с неуспевающими учениками, она по частям дает заранее, когда же приходит время изучения этого материала, он уже знаком детям.
Кроме того, необходимо упомянуть еще один очень важный прием обучения, используемый С.Н. Лысенковой.
Это управление.
Управление - это такая организация учебной деятельности, когда
каждый ученик - учитель. Учит не только учитель, учит ученик, когда он думает вслух и ведет за собой весь класс. Каждый ученик может быть и в роли ведущего, и в роли ведомого.
Дети принимают то, что понимают.
Тема: Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова.
В процессе объяснения наращивается схема: упражнения по теме предусматривают списывание с подчеркиванием орфограмм, разнообразные диктанты, комментирование предложений, устную работу со словом (проговаривание, подбор проверочного слова). Все практические работы сопровождаются обобщением теории по схеме. "... дети, - пишет Софья Николаевна Лысенкова, - любят учиться, но важно уточнить: дети любят учиться хо-ро-шо. Весь секрет в том, как сделать, чтобы детям всегда казалось, что им легко и что у них все обязательно хорошо получится. Оказывается, секрет прост: надо забегать вперед, как говорится, заранее подстилать себе соломку". Система методических приемов согласуется с положениями теории обучения. В чем же новизна ее методической системы? Она видится, прежде всего, в наборе четко алгоритмизированных дидактических знаков, схем, таблиц, карточек и так далее, которые выполняют, по мнению автора, опорную функцию в организации учения и в управлении мышлением учащихся. В этом главное положительное значение опыта. Успех опорных сигналов как методических приемов обусловлен тем, что они выражают все аспекты сложной категории способов обучения: логико-гностический, источниковый, психологический, управленческий.
Валерий Эдигей. Учись читать, малыш!
Как повысить технику чтения и развить
мышление ребѐнка. Практическое пособие.
Издательство GRAND. Киев 1994г.
Сколько детей не хотят читать? Много, очень много. И это беда наша, беда наших детей. А последствия известны всем.
Нынешняя система обучения чтению основана на насилии (плохо читаешь - читай больше) приносит издержки, которые мы имеем. А нежелание читать всѐ больше и больше.Долгие годы я пытался решить проблему чтения. И только система, основанная на реализации законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения помогла мне решить эту проблему.РЕБЁНОК НЕ ЧИТАЕТ ПОТОМУ, ЧТО:
- Обладает малой скоростью мыслительных процессов.
- Его заставляют читать.
- Его чтение оценивают отметкой.
- Он беспомощен перед этой проблемой.
- Его учат читать.
Однажды предложили первокласснику, уже знающему буквы, умеющему сливать звуки в слоги, слоги в слово, прочитать вот такое слово ОСТЛ. Он улыбнулся, потом удивлѐнно спросил:
- А что это такое?
- Это стол, - ответил я, в нѐм буквы поменялись местами. Хочешь помочь мне расшифровать такие слова? Помоги, вон, видишь, сколько их у меня.
Я увидел загоревшиеся интересом глаза ребѐнка и почувствовал, как приятно ему ощущать себя победителем после прочитанного очередного слова.
Многие мои ученики с большим желанием стали просить карточки с такими анаграммами:
ГИРТ
ЕЛВ
СОЛН
ФИЛТУ
Однако здесь не только нужно было прочитать слово, но и исключить лишнее, т.е. непохожее на все остальные. В данном случае это слово туфли, так как все остальные слова обозначают названия животных.
Такие задания для определения умственных способностей человека предлагает английский психолог Г. Айзенк.
Создавая по аналогии такие анаграммы, я классифицировал их по частям речи, адаптировал для начальной школы, для того чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и на уроках грамматики.
Эти задания легко вписались в структуру урока, снимая напряжение и усталость детей (от автора).
Этот метод повышения техники чтения не имеет аналогов. Его гениальность в простоте. Многие дети, ещѐ начиная говорить, часто переставляют звуки в словах. Взяв это за основу, автор создал методику, позволяющую в игровой форме повышать технику чтения. Если книжка «Учись читать, МАЛЫШ!» не прошла мимо ваших детей, то это просто подарок судьбы.
Добавив к этой методике вышеописанные карточки, мы получаем результат, превосходящий все ожидания.
- Учитель получает возможность наблюдать за рассуждениями ребѐнка. Одно дело, когда ребѐнок смотрит в книгу или на доску, где написаны анаграммы, и не очень понятно, решает он поставленную задачу или нет. А другое дело, когда анаграмма при помощи карточек выложена перед глазами, и все перестановки можно осуществлять практически.
- Ребѐнок, освоив чтение анаграмм, получает возможность самостоятельно готовить подобные задания для своих друзей. Для этого он выкладывает любое слово и, переставив лежащие перед ним буквы в любом порядке, предлагает товарищу восстановить написанное.
- Класс получает возможность играть не только на уроках. Карточки не требуют специального игрового поля.
- Взрослый получает возможность из оценивающего контролѐра превратиться в соавтора творческого процесса. И при помощи карточек показать, как он рассуждает при решении поставленной задачи.
Кроме этого при помощи анаграмм и карточек мы получаем множество дополнительных игр.
Кто быстрее сложит искомое слово. На доске написана анаграмма. Все участники соревнования выкладывают еѐ из карточек. По команде ведущего играющие начинают перестановки. Побеждает тот, кто первый подаст знак, что анаграмма расшифрована.
Кто сделает меньше перестановок. Когда слово уже известно, снова выкладывается эта же анаграмма и ищется вариант наименьшего количества перестановок для получения слова.
Б О С А К А – О С Б А К А- С О Б А К А
два хода
Б О С А К А – Б А С О К А- А С О Б К А- С О Б А К А
три хода
Обучая слиянию звуков, можно проводить различные соревнования.- Кто быстрее добежит, доедет, доплывѐт до финиша
Выложив в столбик согласные, гласный продвигаем вдоль образовавшейся линии и проговариваем получаемые слоги.
Количество согласных зависит от уровня подготовки играющих. Игра проводится на скорость. Гласный можно проводить то с одной, то с другой стороны линии.
- Назовите пристань, планету, город
Согласные располагаются на столе в хаотичном порядке, а гласный играет роль парохода, плавающего от пристани к пристани и подающего гудки, космического корабля, приближающегося к планетам и подающего сигналы, машины, проезжающей мимо городов и т.д. Сигналы состоят из названия пристани, планеты, города (согласного) и имени парохода, космического корабля, машины и т.д. А зависят от того, с какой стороны от согласного находится гласный. Количество согласных выбирают на своѐ усмотрение.
Подлетая к планете «В», корабль «А» подаѐт сигнал «ВА», если планета будет находиться слева, а если справа, то сигнал будет звучать «АВ». Соответственно «Ж» и «А» «ЖА», «АЖ».
В обеих играх можно поменять роли и статичными оставить гласные, а согласные будут передвигаться. Заодно и закрепим понятия слева и справа. По мере усвоения материала статичными могут стать несколько звуков, но передвигать удобнее только один.